среда, 19 октября 2011 г.

Нет человека говорящего о проблеме - нет самой проблемы (мнение чиновника от СМИ)

2011-06-16
Дзержинск: Госсовет и местные достопримечательности

Дмитрий Левашов, независимый эколог:

Заседание президиума Госсовета под председательством Медведева в Дзержинске - конечно, знаковое событие для города, но поводов для безудержного оптимизма оно не дает. На заседании была озвучена возможность выделения 5,4 миллиарда рублей на решение лишь небольшой части экологических проблем, в первую очередь связанных с четырьмя объектами размещения промышленных отходов, информация о которых была чудовищно искажена отдельными СМИ.

Первый такой объект - это отстойник «Черная дыра». Во многих СМИ, в том числе федеральных, его ошибочно называли нижегородским складом химических отходов предприятий. На самом деле, в этом отстойнике складировались несколько видов отходов одного предприятия - дзержинского завода «Оргстекло». Суды вокруг этого предприятия и отстойника идут с весны 97 года. Первый иск природоохранная прокуратура подавала к заводу, последующие - уже к администрации города, поскольку завод обанкротился, и, соответственно, свалка теперь бесхозная. Юридически завода «Оргстекло», которому принадлежала свалка, сейчас не существует, администрация города по понятным причинам не хочет взять ее на баланс. На рекультивацию отстойника по примерным подсчетам потребуется около двух с половиной миллиардов рублей.

«Черная дыра» - достаточно большой котлован площадью более 10 тысяч квадратных метров. Это большая черная воронка, наполненная внизу твердыми и пастообразными отходами, а сверху - жидкими. Когда все это нагревается в теплое время года, то происходит вторичное загрязнение атмосферного воздуха. Его «берега» являются достаточно вязкими, и при приближении есть риск «увязнуть» (подобные случаи бывали, в том числе и с нижегородскими телевизионщиками). В России еще не было опыта рекультивации подобных объектов, и к тому же здесь достаточно сложный состав - кубовые отходы производства фенола, сульфата аммония, акриловых кислот, эфиров.


Еще один объект, находящийся буквально в ста метрах - ворошиловская свалка. Ее предлагается не рекультивировать, а «усовершенствовать» - то есть нарастить от двух с половиной метров до девяти с небольшим в высоту, сократив площадь. Здесь есть опасность нарушить достаточные опасные слои промышленных отходов, в том числе с содержанием свинца. Кроме того, нельзя исключать возможность затронуть неизвестные отходы, захороненные неизвестно когда. Подобное в Дзержинске уже бывало - так в районе «Корунда» выкопали отходы производства ДДТ, «дуста». Необходимо учитывать, что дзержинская промплощадка нашпигована своего рода «сюрпризами» во множестве. В 90-е там неоднократно находили химические боеприпасы с боевыми отравляющими веществами, в 2000-е на «Капролактаме», «Синтезе» продолжают находить баллоны с ртутью и другими особо опасными веществами.

Проект «усовершенствования» ворошиловской свалки - это довольно «лукавый» проект. Так в одном из томов проектной документации указывается, что за последние 30 лет эксплуатации свалки не отмечено никакого негативного воздействия на среду и здоровье человека, а в другом подчеркивается, что свалка представляет значительную угрозу для жителей Дзержинска и ближайших населенных пунктов. Точно так же, в документации указано, что поскольку на свалке сформировался естественный дерновый покров, то ее нет необходимости «тормошить», но при этом обосновывается необходимость ее «усовершенствования» при отсутствии отечественного опыта рекультивации. На взгляд человека, не причастного к освоению бюджетных средств, подобные проекты представляются хорошим способом эти средства попросту «попилить».


Следующий близкорасположенный объект, на решение которого планируется выделение бюджетных денег - полигон глубинного захоронения особо опасных отходов от производства симазина того же самого завода «Оргстекло». Его после банкротства завода был вынужден принять на свой баланс муниципалитет Дзержинска. В этот полигон с 1976 по 1996 год было закачано свыше двух миллионов кубометров отходов под давлением на глубину более километра, и часть скважин находится в аварийном состоянии еще со времен эксплуатации. По поводу судьбы этого объекта неоднократно проводились совещания в региональном правительстве, были даже попытки разработать проектную документацию, однако в конечном итоге все ограничилось лишь тем, что полигон оградили колючей проволокой.

Рядом, чуть севернее, находится печально знаменитый полигон ТБО «Игумново», который горел с 2002 года по июнь 2009 года. Все шесть лет ядовитым смогом, продуктами неполного сгорания, содержащими канцерогенный бензапирен, диоксины, формальдегид, накрывало и Дзержинск, и Нижний Новгород. Сейчас, к счастью, эта проблема решена - свалка не горит. Благо, Шанцев понял, что свалка не может бесконечно долго вредить инвестиционному климату, и обязал директора ООО «Переработка бытовых отходов» Олега Жохова ликвидировать возгорание.

Полигон ТБО «Игумново» - тоже довольно проблемное место, с трех сторон он окружен болотами, с четвертой находится шоссе, за которым - полигон горьковского автозавода. Два-три года назад на рекультивацию этого объекта предполагалось выделить 600 - 700 миллионов, в апреле этого года заговорили о миллиарде, через пару лет эта сумма может удвоиться. Подземные воды и поверхностные водоемы вблизи полигона очень загрязнены. В этом районе содержание некоторых токсикантов превышает все критические нормы (в частности, по железу предельно допустимая концентрация превышена в 78 раз, по цианидам - в 1,5 раза), и это не может не беспокоить, в том числе и областных чиновников. Самые умные из них понимают, что, даже если свалку сейчас закрыть, она еще как минимум лет пятьдесят будет являться источником вторичного загрязнения. Над этой проблемой работают наши коллеги, здесь возможно пригодится опыт Саксонии - строительство сети специальных скважин, которые специальными растворами стянули бы эти загрязняющие вещества.

Еще один объект, название которого за эти дни многократно упоминалось по федеральным телеканалам - «Белое море». В районе этого шламонакопителя содержание хлоридов (завод «Капролактам» являлся лидером по производству хлорогранической продукции в СССР) составляет 15,800 мг/л.


Вот основные объекты, о которых говорил министр Трутнев - те «горячие дзержинские точки» из ста девяноста четырех российских, которые требуют значительных финансовых вложений. На самом деле, на территории Дзержинска подобных объектов гораздо больше. Есть еще отходы производства тетраэтилсвинца, цианидов, ртутьсодержащие отходы и многие, многие другие. Есть отходы производств химического оружия, есть проблема канала Волосяниха с 1930-х до 1995 года служившего сточной канавой для дзержинских химпредприятий. Добавим старую корундовскую промсвалку, кислые гудроны, утилизация которых должна начаться с постановления Совета министров РСФСР аж в 1986 году. Четверть века прошло, проблемы остались. Определенный оптимизм внушает то, что экологические проблемы региона замечены федеральным центром, но при этом сама экологическая обстановка в городе требует неотложных и целенаправленных действий.

На фотографиях (сверху вниз):
- шламонакопитель «Белое море»;
- отстойник «Черная дыра»;

- одна из многочисленных химсвалок;

- старая свалка отходов химического оружия и канал Волосяниха.

http://www.apn-nn.ru/542287.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий